Выводы. В исследовании нами доказан, что дошкольный возраст - это период активного вхождения ребенка в социальный и духовный мир, это сензитивный период формирования основ духовной ответственности, этнокультурной идентичности, открытости и интеграции.
Важнейшей функцией этнокультурных традиций является обеспечение общности, взаимодействия с другими, без чего не может существовать и развиваться культура отдельно взятого этноса. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии соединения принципов этнокультурности и поликультурности, их взаимной коррекции, равновесия.
В статье обоснован комплексный подход к созданию микросоциально-духовной среды, применению разнообразия инновационных технологий и интерактивных методов, форм работы с детьми, что способствует качественному обогащению когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих сфер становления и развития духовной личности.
Литература:
1. Бабунова Е.С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования: монография. - Челябинск: Образование, 2009. - 295 с.
2. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края / Дис... д-ра пед. наук. - М.: 2016. - 364 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М. -Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. - 512 с.
4. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника / Дис.д-ра псих. наук. -Курган, 2009. - 343 с.
5. Ойунский П.А. Ньургун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 423 с.
6. Окладников А.П. История Якутии. Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству. Якутгосиздат, 1949. - Т.1. - 436 с.
7. Платохина Н.А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края / Автореф. дис. .д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 51 с.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцен тБыстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Аннотация. Статья посвящена анализу задач профориентациии на современном этапе развития образования в России. Раскрывается понятие самоопределения. Рассмотрены актуальные проблемы профессионального самоопределения учащихся, осуществляющих первичный выбор соответствующей сферы профессионального образования. Проведен опрос среди бывших выпускников средних школ с целью определения ведущих мотивов, оказавших решающее влияние на выбор специальности. Проанализированы факторы профессионального самоопределения учащихся. В работе определяется роль профориентационной работы и ее актуальность в условиях рыночной экономики для правильного понимания процессов формирования общественного сознания, определения целей развития общества и управления этим развитием.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, высшее учебное заведение, абитуриенты, школа, профессиональная ориентация, молодежь, профессия, профессиональная направленность, профессиональная адаптация, рынок труда.
Annotation. The article is devoted to the analysis of career guidance tasks at the present stage of the development of education in Russia. The concept of self-determination is revealed. Actual problems of professional self-determination of students implementing the primary choice of the corresponding sphere of professional education are considered. A survey was conducted among former high school graduates in order to determine the leading motives that had a decisive influence on the choice of specialty. The factors of professional self-determination of students are analyzed. In the work, the role of career guidance work and its relevance in a market economy is determined to correctly understand the processes of formation of public consciousness, determine the goals of society development and manage this development.
Keywords: career guidance, career guidance work, higher education institution, applicants, school, vocational guidance, youth, profession, professional orientation, professional adaptation, labor market.
Введение. Одним из существенных вопросов, с которым сталкиваются молодые люди, является выбор профессии. Именно будущая профессия определяет всю траекторию дальнейшей жизни человека. Большинство молодых людей выбирает профессию, не соответствующую их способностям и интересам, так как не имеют достаточно четкого представления о существующих видах профессиональной деятельности [2]. Как показывают социологические исследования, до 50 % молодых людей при выборе «своей» профессии ориентируются на ее «престижность», «популярность», «современность», «родительское предпочтение» и прочее [1]. Все это, в определенной мере, свидетельствует об отсутствии у учащихся сформированного профессионального самоопределения и, как следствие, появляющееся разочарование в выбранном направлении, что становятся причиной низкой академической успеваемости многих студентов. В этой связи
решение проблем социально-профессиональной ориентации учащихся продолжает оставаться важнейшей частью государственной кадровой политики и важнейшей задачей общества.
Изложение основного материала статьи. Профессиональная ориентация важна не только непосредственно для принятия удачного решения о карьере, но и для выработки у подростков позитивного отношения к самим себе (уверенность в своих силах, мотивация, позитивные ожидания от своих действий). Более того, доказано, что получение подростками необходимых представлений о карьерных возможностях и соответствующих навыков в поиске подходящей работы становится основанием для последующего экономического роста страны в целом. Интерес к профессии основан на уверенности в своем успехе и ожиданиях относительно результата. Сформировавшиеся таким образом интересы влияют на намерения человека заниматься конкретным делом. Полученные в результате действия достижения (которые могут включать как материальные награды и поощрения, так и психологическое удовлетворение) в дальнейшем формируют позитивную обратную связь, которая влияет на самооценку и ожидаемые результаты последующих действий и, следовательно, на интересы.
Отечественный опыт профориентационной деятельности насчитывает почти вековую историю, однако охарактеризовать ее как процесс поступательного развития проблематично - во многом это обусловлено скачкообразными изменениями в экономической структуре на протяжении рассматриваемого периода. В то же время непростая политическая и социальная ситуация, складывающаяся в России, диктует свои условия в вопросе актуальности новых профессий на рынке труда. Современные работодатели заинтересованы в компетентном специалисте-универсале, который способен не только успешно выполнять непосредственные должностные обязанности, но и решать нестандартные задачи. Для того чтобы стать конкурентоспособным специалистом-универсалом, сегодня уже недостаточно иметь набор профессиональных навыков в какой-либо определенной сфере, нужно как правило обладать, социально- психологическими качествами, позволяющими человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми [4]. Очень важно развивать данные качества уже на этапе школьного обучения. Все это обуславливает повышенный интерес к проблеме выбора профессии для молодежи.
Проблемой профессионального самоопределения занимались такие ученые как М.Я. Басов, С.Я. Батышев, П.П. Блонский, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, С.Н. Чистякова и другие. Нахождением способов, способствующих повышения эффективности профориентационной работы с молодежью, занимались Л.В. Ботякова, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, Ж.В. Чайкина и др. Представляют интерес диссертационные исследования А.В. Бесклубной, С.В. Егоровой, И.В. Тимониной, Е.А. Любимовой и других.
Особенностями обучения специалистов в современном мире является ранняя специализация и большая информационная нагрузка на учащихся. Еще в школе ученику необходимо сделать выбор профессии и направления подготовки и, соответственно, выбрать предметы для успешной сдачи единого государственного экзамена, результаты которого позволят ему поступить в высшее учебное заведение. Далеко не всегда школьники и их родители осознают специфику обучения в ВУЗе и особенности будущей профессии сегодняшнего абитуриента, что приводит к ошибкам в выборе и напрасной трате времени для молодых людей [1].
На рисунке 1 представлены компоненты профессиональной ориентации.
Рисунок 1. Компоненты профессиональной ориентации
Когнитивно-ценностный компонент содержит информацию о существующих профессиях и ориентирует на карьерный рост.
Мотивационно-деятельностный компонент выявляет и формирует интересы, подготавливает обучающегося к самообразованию.
Социально-коммуникативный компонент формирует культуру взаимоотношений в профессиональной деятельности и позволяет понять тенденции развития профессий.
Главная идея теории выбора карьерной траектории заключается в том, что процесс формирования интересов и их воплощения в реальных действиях никогда не прекращается, он постоянно корректируется в соответствии с получаемыми результатами. Именно так закладываются устойчивые карьерные интересы. Важно понимать, что профессиональные интересы и склонности формируются довольно рано и стабилизируются уже в конце подросткового возраста, хотя все же остаются подверженными некоторым изменениям. Это означает, что повлиять на этот процесс можно только в раннем возрасте. Именно поэтому ответственность за формирование карьерных интересов ложится в первую очередь на ближайшее окружение детей и подростков: семью и школу. Школьники получают информацию о карьерных и образовательных возможностях из нескольких основных источников: в семье и ближайшем окружении, в школе, в кружках и секциях, от специальных консультантов.
Профориентационная работа в школе входит в обязанности завуча по воспитательной работе, реже в обязанности социального педагога или психолога. Сотрудники школ, даже если они имеют большой педагогический стаж и опыт, не обладают специальными знаниями по профориентации; они выступают в
роли медиатора между внешними организациями, специалистами и детьми. Большинство школ сотрудничает с психологами и методистами, которые отвечают за профориентационную работу. Такие специалисты имеются в разных организациях: информационно-методических центрах, центрах психолого-медико-социального сопровождения, дворцах детского творчества.
По мнению А.В. Бескубной «одним из направлений решения основной задачи профессиональной ориентации, профессионального самоопределения старшеклассников и выбора ими образовательного учреждения для получения профессионального образования, является обеспечение преемственности между школой, вузом и работодателем в обучении и воспитании учащейся молодежи» [6].
Работа по профессиональной ориентации в школе скорее ориентирована на помощь в выборе уровня дальнейшего образования и конкретного образовательного учреждения, а не на консультацию в профессиональном самоопределении. Часто школы работают напрямую с образовательными учреждениями, заключают с ними договоры о сотрудничестве. Здесь можно видеть сильную дифференциацию школ: одни школы имеют договоры о сотрудничестве с учреждениями среднего профессионального образования, другие (преимущественно гимназии и лицеи) — с университетами. Основная проблема, по мнению экспертов, заключается в том, что выбор конкретного учебного заведения далеко не всегда связан с осознанным выбором профессии и не помогает подросткам с определением в профессиональном плане [11].
Это происходит из-за того, что, с одной стороны, из-за позднего начала профориентации часть школьников не получает необходимой информации для того, чтобы сделать более обоснованный выбор. С другой стороны, это приводит к неэффективному распределению ресурсов: вместо более плотной индивидуальной работы с теми, кто еще не определился с выбором будущей профессии, в школах занимаются профориентацией тех, кому это уже и не нужно.
На основе нашео исследования мы провели опрос среди студентов Мининского университета по направлению «Педагогическое образование». Вопросы мы старались формулировались таким образом, чтобы выявить механизмы профессионального самоопределения. Результаты опроса выглядят следующим образом (рис. 2).
Рисунок 2. Механизмы профессионального самоопределения
Среди механизмов, которые помогли выбрать будущую профессию опрошенные респонденты чаще всего выбирали Дни открытых дверей (43 %). На втором месте стоит ответ «другое» (27%) и образовательные выставки (20%) стоят на третьем месте. Меньше всех называли экскурсии (4%). Ответы на следующий вопрос распределились следующим образом (рис. 3).
4
■ родители
■ школьные учителя
друзья ■ сам выбирал
76
Рисунок 3. Участники процесса профессиональной ориентации школьника
Ключевыми участниками процесса профессиональной ориентации школьника являются его родители (76%), вторые по степени важности — собственный выбор (14%), и реже всего респонденты полагались на мнение друзей (6%) и советы школьных учителей (4%).
Выводы. В наше время рынок труда во всех странах чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые им, меняются. Это значительно обостряет и без того трудный вопрос выбора профессии старшеклассником. Выбранная профессия должна не только учитывать его способности и навыки, быть ему интересной, но и соответствовать запросам рынка, желательно, как можно более долгое время. Изменчивость рынка приводит к неуверенности в том, что выбранная профессия останется такой же актуальной и в будущем.
На сегодняшний день проблема потребности в высококвалифицированных кадрах крайне остра. В первую очередь, это обусловлено огромным количеством новых вакансий, которые стали доступны в связи с переходом к рыночной экономике и научно-техническим прогрессом. С наличием широкого выбора профессии возникает проблема с ее определением. Поэтому роль профориентирования общества крайне важна.
Мы установили, что при организации профориентационной деятельности, важно вовремя раскрыть индивидуальные особенности школьника, тем самым дать возможность ученику в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране.
Мы акцентируем внимание на том, что главная задача профориентационной работы не допустить основных ошибок профессионального самоопределения старшеклассников таких как: выбор под давлением родителей; выбор на основе советов друзей и других окружающих людей; выбор под влиянием общественных стереотипов; выбор по пути наименьшего сопротивления.
Для усиления эффективности профориентационной деятельности, мы считаем, ее необходимо начинать с учащимися школ, обучающиеся в 9 классах с приглашением их на Дни открытых дверей и мастер-классы, а также создание большего количества Интернет-ресурсов, которые позволят больше узнать о вузе.
1. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2013. 21 с.
2. Быстрова Н.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2018. № 1 (104). С. 46.
3. Быстрова Н.В., Перова Т.В., Уханов А.Ф., Плотникова Е.Е. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 25-27.
4. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Современные подходы к моделированию развития системы образования на муниципальном уровне // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований материалы и доклады XXIII Международной научно-практической конференции. 2018.
5. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.
6. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Захаров С.В., Царева И.А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 31-37.
7. Груздева М.Л., Груздева К.Е. Профориентационный сайт как инструмент профессионального самоопределения учащихся // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 1. С. 71-76.
8. Груздева М.Л., Толстенева А.А. Опыт организации открытого социально-образовательного пространства в Мининском университете // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 8.
9. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.
Литература:
С. 139-142.
10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
11. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
12. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.
13. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 9.
14. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
15. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
16. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
Педагогика
УДК: 37.082
доктор педагогических наук, доцент Каменская Елена Николаевна
Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Таганрог)
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В работе представлена развивающая психолого-педагогическая программа коррекции агрессивного поведения обучающихся, которая направлена на снижение агрессивности обучающихся и развитие у них навыков внутреннего самоконтроля и конструктивного поведения.
Ключевые слова: агрессивность, коррекция агрессивного поведения, коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.
Annotation. the paper presents the developing psychological and pedagogical program correction of aggressive behavior of students, which is aimed at reducing the aggressiveness of students and developing their skills of internal self-control and constructive behavior.
Keywords: aggressiveness, correction of aggressive behavior, correctional-developing psychological and pedagogical program.
Введение. Проявления агрессии у обучающихся подросткового возраста является острой проблемой для образовательных учреждений и общества в целом. У определенной категории обучающихся агрессия трансформируется в устойчивое качество личности [1, с. 496]. В результате снижается продуктивность личности, которая не раскрывает свой потенциал в полной мере, нарушается полноценное общение, проявляются личностные деформации.
Изложение основного материала статьи. Результатом представленной авторской программы являются позитивные поведенческие изменения у обучающихся. Реализуется программа комплексно, поскольку осуществляется позитивное воздействие на окружение, в котором развивается личность, коррекционная работа эффективно осуществляется благодаря сотрудничеству педагогов и родителей (консультации с которыми проводятся в течение всего коррекционного процесса). Возраст участников данной программы -обучающиеся от 15 до 18 лет, их родители, педагоги. Количество участников программы: 15-20 обучающихся.
Цель программы: снизить уровень агрессивности обучающихся с помощью совместных усилий психологов, педагогов, родителей, обучающихся, участвующих в данной программе. Оптимизация отношений между обучающимися, педагогами и родителями осуществляется с помощью тренинговых занятий. Родители и педагоги на практических занятиях развивают свои умения эффективного поведения и корректного реагирования на агрессивные проявления в поведении подростков.
Задачи программы:
1) снижение агрессивности и тревожности с помощью снятия напряжения, осознание и развитие собственной индивидуальности, формирование уверенности в своих силах;
2) развитие положительного восприятия себя на основе собственных личностных достижений;
3) переосмысление роли и позиции обучающегося, педагога, родителя;
4) развитие понимания психологического состояния и поведения другого человека;
5) развитие навыков взаимопонимания и взаимоуважения у обучающихся, педагогов, родителей;
6) развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
7) развитие навыков общения и готовности к диалогу у обучающихся, педагогов, родителей, направленного на обсуждение проблемных ситуаций в школе и семье.
Представленная коррекционно-развивающая программа основывается на принципах природосообразности и культуросообразности, принципах индивидуально-личностного подхода и ценностно-смысловой направленности, а также принципах самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Основные направления коррекции агрессивного поведения обучающихся:
1. Понижение уровней агрессивности и личностной тревожности.
2. Развитие эмпатии, навыков осознания эмоций и чувств как своих, так и других людей.
3. Развитие позитивной оценки своей личности.
4. Развитие навыков выражения гнева безопасными, социально-приемлемыми способами, а также умений правильного оценивания и реагирования на проблемную ситуацию.